Доступная среда

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепляет принцип доступности образования для лиц с особыми образовательными потребностями. Понятие «инклюзивное образование» трактуется как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Для обеспечения этого «равного доступа к образованию» в образовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность для лиц с ОВЗ, создаются специальные условия. Доступность обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ обеспечивается «за счет использования специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения, предоставления услуг тьютора, проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий».

Памятка для инвалидов, маломобильных групп населения по вопросам получения услуг и помощи со стороны персонала

в МАОУ Леонтьевской СОШ

Уважаемые посетители!

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Леонтьевская средняя общеобразовательная школа

 предлагает Вам ознакомиться с информацией о порядке обеспечения доступа в здание инвалидам и другим маломобильным гражданам.

Вход в здание оборудован пандусом и кнопкой вызова персонала учреждения.

Необходимая дополнительная помощь по беспрепятственному доступу в здание будет оказана сотрудником учреждения, для его вызова воспользуйтесь кнопкой вызова, расположенной у центрального входа в здание или позвоните по телефону: 8 (34349) 4-51-25 (стац); 8 (950) 644-19-56 (моб.)

По вопросам обеспечения доступности здания, получаемых услуг, а также при наличии замечаний и предложений по этим вопросам можно обращаться к ответственному сотруднику МАОУ Леонтьевской СОШ – делопроизводителю Егоровой Надежде Николаевне: 8 (950) 644-19-56 (моб.),  кабинет делопроизводства  (2-й этаж).

Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В 2019 году в образовательном учреждении обучается  22 детей  с ограниченными возможностями здоровья.  Школа  реализует адаптированные образовательные программы, начального общего и основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Прием  детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК. В  целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития образовательное учреждение взаимодействует с районным педагогом-логопедом, медицинским работником Леонтьевского ФАП на договорной основе.   В  соответствии с планом реализации приоритетного национального проекта РФ «Образование» прошли курсы повышение квалификации 10 педагогов (100%), работающих с детьми с ОВЗ,  по образовательным программам:  «Организация инклюзивного образования в образовательном учреждении»,  «Подготовка педагогической команды образовательной организации к работе в условиях ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ», «Особенности реализации ФГОС обучающихся с умственной отсталостью», «Особенности реализации ФГОС обучающихся с умственной отсталостью». Разработан  план мероприятий («дорожная карта»)План мероприятий по поэтапному повышению значений показателей доступности объектов и услуг для инвалидов («дорожная карта») по повышению значений показателей доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья объектов и услуг в МАОУ Леонтьевской СОШ на 2016-2021 годы, ПАСПОРТ доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования.ПАСПОРТ доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования Школьный  http://leontevskaya-soh.com.ru/ приспособлен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – имеет версию сайта для слабовидящих. Разработаны и реализуются адаптированная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью МАОУ Леонтьевской СОШ; учебные планы по реализации адаптированных программ. Составлены расписания уроков для детей данной категории.

Все обучающиеся данной категории обеспечены учебниками, учебными пособиями. На занятиях используются специальные дидактические материалы.

Большое внимание в школе уделяется сохранению и укреплению здоровья. Работает медицинский кабинет на базе Леонтьевского ФАП, созданы условия для занятий физической культурой. В школе функционирует   спортивный зал, дети имеют возможность посещать спортивные секции: общая физическая подготовка, СОГ «Лыжные гонки». На уроках и во время перемен проводятся динамические паузы и физкультминутки.

Обучающиеся  с ограниченными возможностями здоровья  занимаются в учебных кабинетах образовательного учреждения. Используют возможности  школьной библиотеки.

В МАОУ Леонтьевской СОШ все потенциально опасные препятствия на пути следования людей обозначены средствами контрастной маркировки: индикаторы жёлтого цвета имеются на стеклянных дверях, полосы, на ступенях лестницы. Для обеспечения доступа к зданию маломобильным категориям людей входная группа оснащена специальными кнопками вызова, при нажатии которой спускается обслуживающий персонал и оказывает необходимую помощь. К кнопке обеспечен доступ людей на инвалидной коляске. Центральный вход образовательного учреждения оснащен информационной тактильной табличкой со шрифтом Брайля.

                     

ФГОС для детей с ОВЗ 

В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, независимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям. Доступ к образованию для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, закрепленный в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), обеспечивается созданием в образовательной организации специальных условий обучения, учитывающих особые образовательные потребности и индивидуальные возможности таких обучающихся.

Примерные адаптированные основные образовательные программы обучающихся с ОВЗ внесены в реестр примерных основных общеобразовательных программ http://fgosreestr.ru/. Данные программы являются основой для разработки адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ, которые приступили к обучению в 1 классе массовой школы с 1 сентября 2016 года.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 10.07.2015г. №311-Д «Об утверждении плана-графика мероприятий («дорожной карты»   по обеспечению введения и реализации федеральных образовательных государственных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях, расположенных на территории Свердловской области»  

План-график мероприятий по обеспечению введения  и реализации федеральных государственных образовательных стандартов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях,  расположенных на территории Туринского городского округа. Утвержден приказом Управления образованием Администрации Туринского городского округа  № 139/1 от 26.08.2015г.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ («дорожная карта») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в МАОУ Леонтьевской СОШ

Какими нормативными правовыми актами детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья гарантировано право на получение образования?

Каждому ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами.

В 2012 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, согласно которой Россия не только признает право инвалидов на образование, но и должна обеспечивать образование детей-инвалидов на всех уровнях, в т. ч. дошкольном. Для реализации данной цели нормативные правовые акты, регулирующие социальную защиту инвалидов в РФ, приводятся в соответствие с положениями Конвенции.
Согласно Закону № 181-ФЗ государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание необходимых условий для его получения.

Ребенок часто болеет, регулярно посещать школу не может. Какие возможности для этого предусмотрены в законе?

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает две ситуации: семейное образование и обучение на дому.

В соответствии с ч. 2 ст. 63 данного Федерального закона общее образование может быть получено в форме семейного образования. Согласно же ч. 3 ст. 17 рассматриваемого Федерального закона обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Можно ли оставить на повторное обучение учащегося с ограниченными возможностями здоровья по причине академической задолженности?

Статья 58 Федерального закона № 273-ФЗ не содержит особых положений относительно проведения промежуточной аттестации учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Порядок проведения такой аттестации устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации. Вместе с тем часть 9 данной статьи в совокупности с другими нормами Федерального закона № 273-ФЗ позволяют утверждать, что обучение по адаптированной общеобразовательной программе следует рассматривать как индивидуальный образовательный маршрут учащегося, имеющий ряд особенностей. В связи с этим требования промежуточной аттестации к лицам с ограниченными возможностями здоровья могут отличаться от общих требований к промежуточной аттестации обучающихся по основным общеобразовательным программам.

Имеют ли право родители перевести ребенка из специальной (коррекционной) школы в обычную общеобразовательную школу?

Обучающиеся имеют право на перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (п. 15 ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ). Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ч. 3 ст. 55 Федерального закона № 273-ФЗ).

Ребенок-первоклассник практически не осваивает образовательную программу по состоянию здоровья. Родители отказываются обследовать ребенка на психолого-медико-педагогической комиссии

Если проблема с обучением ребенка возникает действительно из-за позиции семьи, то образовательная организация обязана сообщить о сложившейся ситуации в органы, осуществляющие защиту прав детей (комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства).

Права выпускников с ограниченными возможностями здоровья

К участникам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, в том числе глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие.